Как выбрать микрофон для записи видео и подкастов?
Представим, что вы решили стать блогером или подкастером и столкнулись с проблемой выбора микрофона. И проблема ваша не только в том, что вы сомневаетесь, какой микрофон выбрать. А скорее в том, что вы просто не понимаете, для каких целей существуют те или иные модели. В этом материале мы подробно расскажем какой микрофон лучше всего подойдет для вас и как выбрать микрофон для записи видео на YouTube, блогов (влогов) или подкастов.
Содержание
Небольшое отступление
В этом материале мы описываем достаточно большое количество продуктов австралийской компании Rode. К сожалению, Rode нам не платили и появление их продукции в нашей статье факт объективный. К счастью, компания делает отличные вещи, которые либо лучшие в своем ценовом сегменте, либо просто уникальны и не имеют аналогов.
Мы не занимаемся звуком профессионально. Однако, накопившийся опыт работы на радио и создания видео для YouTube позволяет нам поделиться с вами парочкой секретов. Мы расскажем, по каким параметрам выбирать микрофон. Эта информация поможет понять, как работает звук и какие микрофоны лучше подойдут для вас и ваших задач. В интернете таких материалов немного, поэтому дочитайте нашу статью до конца. Сразу оговоримся, что универсальных микрофонов не существует. Поэтому выбирать их нужно исходя из определенной потребности.
Типы микрофонов
Для начала давайте вообще разберемся, какие бывают микрофоны. Они делятся на два типа: динамические и конденсаторные.
Конденсаторные микрофоны
Конденсаторные микрофоны более чувствительны к источнику звука и способны передать все мельчайшие детали. Для их работы нужно дополнительное питание 48 вольт, которое еще называют фантомным питанием. Оно подается либо с микшера, либо со звуковой карты, либо если микрофон USB, то уже встроено в корпус.
Например, наш микрофон для записи видео на YouTube — конденсаторный AKG Perception 220. Однако, конденсаторные микрофоны требовательны к подготовке помещения. Из-за своей чувствительности они записывают любой малейший звук и эхо. Это значит, что вам понадобится хорошая звукоизоляция.
Динамические микрофоны
Для неподготовленных помещений больше подходят динамические микрофоны. Они не нуждаются в дополнительном питании, но имеют меньшую чувствительность, что незаменимо в условиях, когда избавиться от шума целиком невозможно. Именно динамические микрофоны, как правило, используются на радио, концертах и очень популярны у зарубежных подкастеров. Проблема в том, что хороших доступных динамических USB микрофонов не так много.
Деление микрофонов по диаграмме направленности
Кроме деления на конденсаторные и динамические, у микрофонов бывает разная диаграмма направленности. Диаграмма — область вокруг микрофона, из которой звук пишется наиболее эффективно. Существует три основных типа направленности: круговая, восьмерка и кардиоида. Микрофоны с круговой диаграммой позволяют писать звук вокруг себя, а кардиодные или однонаправленные микрофоны пишут звук только с одного направления. Если попробовать говорить сбоку или сзади, то вы получите очень приглушенный звук. Разумеется, полностью отсечь шумы не получится, но для записи голоса кардиоидные микрофоны подходят больше всего.
Этой базовой информации достаточно, чтобы начать понимать разницу между микрофонами. Перейдем к практике. Дальнейшее повествование мы разделим на две части. Первая посвящена лучшим микрофонам для съемки видео, а как следствие и для блогеров (влогеров). Во второй сосредоточимся на микрофонах для подкастинга. Поэтому, если вы ищите микрофон для записи своих подкастов, то можете пролистать ниже, хотя для общего ознакомления можно прочитать весь текст.
Микрофоны для записи блогов (съемки видео)
Итак, вы решили стать крутым блогером, снимать видео и покорять интернет своей харизмой. Предположим, что камера и гениальная тема для ваших видео у вас уже есть. Если нет камеры, то почитайте наш материал о том, как выбрать камеру для блогов. Итак, осталось только определиться с оборудованием. Начнем с самого важного — звука. Вы можете снимать хоть на древнюю пленочную камеру и выдавать это за вашу “фишку”, но плохой звук ни при каких обстоятельствах не станет ни “фишкой”, ни оправданием. Люди просто не будут смотреть ваши ролики, если звук в них будет ужасным. Поэтому в первую очередь следует позаботиться о покупке хорошего и недорогого микрофона для записи блогов (влогов).
Рекордеры (диктофоны)
Zoom F1
Допустим вы решили снимать влоги. Вам нужен микрофон-петличка. Однако хорошие петличные микрофоны стоят довольно дорого. А брать некачественные китайские аналоги мы вам не советуем. Но выход есть — Zoom F1. Это рекордер от очень известной японской компании Zoom. Смысл его в том, что в отличие от петличных микрофонов, Zoom F1 записывает звук на карточку памяти, которая устанавливается в рекордер. У такого решения есть пара преимуществ. Во-первых, если на вашей камере нет выхода на микрофон, то это не страшно и звук пишется отдельно. Во-вторых, у вас всегда есть технический звук, что записывает сама камера. Это может иногда выручить. Ну и в-третьих, вы мобильнее, потому что не нужно ничего подключать к самой камере. Любая монтажная программа позволяет автоматически свети звук с камеры и рекорда в пару кликов. Так что это решение вполне универсально.
Качество записи и управление
При этом качество записываемого звука у Zoom F1 на очень высоком уровне. Комплектный микрофон-петличка достаточно чувствительный, а на корпусе F1 вы можете выставить нужные настройки. Если важно качество, то записывать можно в WAV формате до 24 бит и 96 кГц. Если важна длина записи, то ее можно вести в MP3 до 320 кбит/c. Работает этот рекордер от 2 батареек типа AAA. Теоретически он может работать и от сети, но в комплекте нет специального блока питания. На корпусе есть монохромный дисплей для контроля и управления и куча кнопок, которые позволяют выбрать режим, громкость записи и воспроизведения. Тут также есть фильтр низких частот. Внизу два 3,5 мм разъема — под микрофон и наушники. Второй пригодится для прослушивания или мониторинга записи.
Проприетарный разъем
Изюминка этого рекордера в том, что в нем есть еще один выход — проприетарный разъем под съемные микрофоны от Zoom. Например, вы можете докупить микрофон-пушку SGH-6 и специальное крепление и использовать этот рекордер, как “накаченный” микрофон. Тогда у вас получится еще более универсальное решение. Кстати, у Zoom F1 есть два типа комплектов — с петличным микрофоном за 200 долларов и с микрофоном пушкой за 250 долларов. И петличку и микрофон-пушку можно докупить отдельно. И такой комплект с двумя типами микрофонов будет стоить дешевле, чем купить петлички от Sennheiser или, например, RodeLink Wireless Filmmaker от компании Rode. В общем такое решение выглядит максимально интересным для начинающих блогеров, видеографов и так далее.
Zoom H1
Кстати, в арсенале Zoom есть и другие рекордеры, которые можно использовать для записи влогов. Например, легендарный Zoom H1 и его обновленная версия Zoom H1n. Фишка в том, что вы можете записывать голос, как на сам Zoom, так и подключить к нему внешний микрофон, а рекордер использовать, как USB-карту, подключенную к компьютеру. Zoom можно подключить к камере и записывать более качественный звук. А еще к нему можно подключить петличный микрофон — например, Rode SmartLuv+ и использовать, как набор для записи влога или интервью. Звук пишется на micro-SD карточку объемом до 32 ГБ. Правда при покупке этой петлички, изначально рассчитанной на работу с iPhone, нужно докупить переходник Rode SC3 с распайкой TRRS на TRS.
Радио петличные системы
RodeLink Wireless Filmmaker Kit
Если вы решили не мучаться с рекордерами, хотя мы считаем их более универсальными, и сразу купить комплект радио петличек, то мы советуем присмотреться к еще одной интересной модели от компании Rode — RodeLink Wireless Filmmaker Kit. Во-первых, этот комплект стоит дешевле чем аналогичный комплект от Sennheiser или Sony. Во-вторых, тут меньше настроек, что для начинающего видеографа или блогера даже лучше. Меньше шансов, сделать что-то не так. В-третьих, в комплекте с этим набором есть все, что нужно для беспроводной записи звука сразу на камеру. Приемник и передатчик, кабель для подключения передатчика к камере и петличный микрофон. Передатчик и ресивер работают от батареек или аккумуляторов формата АА, что довольно удобно. Есть восемь каналов связи и удобный дисплей для мониторинга заряда батареи, канала и уровня сигнала. Можно регулировать чувствительность микрофона и ресивера.
Цифровая передача звука
Особенность этой петличной системы в том, что Rode использует полностью цифровую передачу звука. В отличие от большинства подобных систем, где звук передается по радиоканалу, Rode использует передачу в диапазоне 2,4 ГГц. По факту это стандартная частота Wi-Fi сетей, именно поэтому сигнал передается сразу в цифровом виде с шифрованием, что обеспечивает хорошее качество. Дистанция между передатчиком и приемником по заявлению Rode может составлять 100 метров. Это конечно в идеальных условиях, но и вам вряд ли когда-нибудь понадобится записывать видео со звуком на таком расстоянии.
Цена и минусы
Примерная стоимость RodeLink Wireless Filmmaker Kit в странах СНГ составляет 400 долларов. И да, это недорого. При этом главные минусы системы от Rode это пластиковый корпус приемника и передатчика и довольно тонкий кабель самого микрофона. Придется быть бережным и аккуратным, впрочем это относится к любой технике. Так что если ваши руки растут из правильного места, то проблемой это не станет.
Sennheiser EW 112P и Sony UWP-D11
Разумеется, если ваш бюджет позволяет выбрать что-то более дорогое, то вы можете присмотреться и к аналогам от Sennheiser или Sony. Например, Sennheiser EW 112P G4, выполненные в неубиваемом металлическом корпусе. Это классическая радио петля и де-факто одна из самых популярных моделей на рынке. Петли Sennheiser используют и профи и любители, но и стоят они соответствующе — примерно 600 долларов за эту модель. У Sony тоже есть своя популярная система UWP-D11, которая обойдется в 550 долларов. Эта модель основной конкурент Sennheiser и тоже имеет свои плюсы. Однако, даже если кошелек вам позволяет купить что угодно, все же мы бы рекомендовали для новичков именно RodeLink Wireless Filmmaker Kit, а оставшиеся деньги можно потратить на другие инструменты.
Микрофоны-пушки
Но не только рекордеры или петличные системы могут быть полезными для блогеров. Чаще при производстве видео используют совсем другую технику — микрофоны-пушки. Называются они так из-за своей формы. Как правило, это вытянутые трубки с капсюлем внутри. Обычно такие микрофоны имеют суперкардиоидную направленность, то есть пишут только тот звук, что направлен аккурат в центр самого микрофона. Пушки популярны для записи влогов, но также они используются в довольно серьезном продавшее. Например, для записи рекламных роликов или кино. Эти микрофоны могут использоваться для записи интервью, а разбег цен тут такой, что выбрать можно от 50 долларов и до бесконечности.
Rode VideoMic Go
Одна из самых популярных моделей, которую очень любят начинающие блогеры — Rode VideoMic Go. Стоит он примерно 100 долларов, и вероятно за свои деньги это лучшее, что можно купить. Проблема в том, что прирост качества звука относительно встроенного в камеру микрофона не очень большой. Чтобы почувствовать значительное улучшение качества, придется держать микрофон очень близко к источнику звука, что не удобно. Мы бы не советовали тратить деньги на эту модель.
Rode VideoMic Pro
Лучше накопить и купить более качественный микрофон от той же компании Rode VideoMic Pro. Этот накамерный микрофон стоит уже 230 долларов и благодаря дополнительному питанию обладает большей чувствительностью. Именно VideoMic Pro наиболее популярная модель у блогеров и влогеров. У этого микрофона тоже есть своя проблема. Из-за того, что у него есть встроенная батарея для дополнительного питания микрофона, иногда вы можете забыть включить микрофон и обнаружить это уже при просмотре материала.
Rode VideoMic Pro Plus
Поэтому Rode выпустила улучшенную версию VideoMic Pro Plus. Стоит он уже 350 долларов и кроме встроенных литий-ионных аккумуляторов имеет функцию автоматического включения и выключения. Активируется микрофон в тот момент когда вы включаете камеру, что несомненно удобно. Уникальная фишка у этого микрофона в том, что он умеет записать две звуковые дорожки с разным уровнем шума. Во время записи правая дорожка будет записана в режиме -10 дБ, что при обработке материала позволит восстановить перегруженные участки или резкие скачки звука.
Sennheiser MKE 600
Не только Rode выпускает микрофоны в среднем и бюджетном сегменте. Есть прекрасная и очень популярная модель и у Sennheiser — MKE 600. Стоит этот микрофон примерно 300 долларов, что на 50 долларов дешевле Rode VideoMic Plus. При этом качество звучания и уровень шумов у этого микрофона значительно ниже. Эту модель уже вполне можно использовать при создании небольших фильмов и даже при записи закадрового голоса в домашних условиях. Он гораздо более универсальный. Правда 300 долларов — стоимость только самого микрофона. Дополнительная ветрозащита и виброподвес, исключающий шумы от движения придется докупать отдельно. Также придется обзавестись хорошими аккумуляторными батареями, потому что MKE 600 тоже использует дополнительное питание. Но если вы хотите получить качественный звук, то этот микрофон — прекрасное вложение денег.
Sennheiser MKH 416
Есть и гораздо более дорогие микрофоны. Например Sennheiser MKH 416 — любимый микрофон у киношников. Именно его зачастую используют при съемках фильмов. Стоит он 1000 долларов, но важно помнить, что раскрыть потенциал дорогих устройств еще надо уметь. И это вопрос не только дополнительного дорогостоящего оборудования, например, рекордера с хорошими предусилителями, но и умения качественно обрабатывать голос. Поэтому MKH 416 вряд ли стоит вашего внимания на этом этапе.
Aputure Deity
Однако, если хочется похожего звука за меньшие деньги, то можно купить Aputure Deity. Стоит он примерно 350 долларов. При правильном подходе этот микрофон дает очень качественное звучание. Но, как и в случае с Sennheiser MKH 416, для работы вам понадобится дополнительное питание, а значит либо рекордер, либо камера с фантомным питанием.
На самом деле вариантов подобных микрофонов очень много. В ценовом сегменте от 300 до 400 долларов довольно много моделей от тех же Rode и других компаний. Некоторые из этих микрофонов отлично подойдут и для записи закадрового голоса, но лучше для этих целей купить что-то совершенно другое. Если вы решили озвучивать свои видео без появления в кадре, то во второй части этого длинного текста, мы расскажем про микрофоны для студийного и домашнего использования.
Микрофоны для записи подкастов
Подкасты набирают обороты и у этого есть несколько причин. Также, как и YouTube стал логическим развитием телевидения по требованию, так и подкасты становятся неким современным аналогом радио. Слушаете когда хотите и что хотите. И в отличие от радио и телевидения, где есть свои жесткие требования к ведущим, в своем подкасте вы можете творить что угодно. Но как в случае с видеоблогингом, для подкаста вы обязаны обзавестись хорошим оборудованием для записи качественного звука. Пусть у нас и нет своего подкаста (пока нет…), но большинство из описанных нами устройств мы пробовали сами. Другая часть является стандартом изученного нами рынка.
USB Микрофоны
Начнем с малого. Проще всего купить себе USB-микрофон. Во-первых, это достаточно недорого. Во-вторых, вам не нужен USB-интерфейс или USB аудиокарта для того, чтобы подключить микрофон к компьютеру. В-третьих, это компактный сетап, который позволит быть мобильным. Большинство моделей USB-микрофонов дадут вам звук в разы лучше, чем смартфон с гарнитурой. И лучше один раз потратиться, но иметь приличный микрофон для записи голоса. В дальнейшем можно решить, нужно ли вам развиваться или для вашего подкаста достаточно такого оборудования. Для примера предлагаем вам четыре популярные модели USB-микрофонов.
Samson Meteor
Samson Meteor один из самых недорогих и популярных микрофонов, который используют блогеры и подкастеры. Прелесть его в том, что он стоит скромные деньги — от 60 до 100 долларов на Aliexpress. Дает он довольно неплохой звук, но главная его фишка в компактности. Очень легкий и маленький микрофон легко поместится даже в карман куртки. У этого микрофона есть встроенная тренога, которая позволяет легко установить его на любой небольшой поверхности и резьба под стойку. На задней стороне имеется мини-USB для подключению к компьютеру и 3,5 мм выход на наушники. На фронтальной части кругляш управления уровнем звука в наушниках и в его центре одна кнопка, позволяющая поставить микрофон в режим Mute. Такая простота понравится начинающим подкастерам далеким от звука. Разумеется, качество звучания Meteor не предел мечтаний, но за свои деньги это отличное решение.
Просто посмотрите, что можно делать с ним в умелых руках и при правильной звукоизоляции.
Blue Yeti Nano
На самом деле Blue Yeti нельзя назвать идеальным микрофоном. Качество его звучания далеко от идеала и он собирает весь шум в помещении. Но при правильном подходе и с него можно выжать что-то достойное. Все-таки это самый популярный микрофон у подкастеров и блогеров. К тому же, совсем недавно у этого микрофона появилась новая версия — Nano. Все то же самое, но легче, меньше и лучше.
На задней части этого микрофона есть ручка, отвечающая за переключение режимов работы. Микрофон может работать в режиме круговой диаграммы, то есть писать звук со всех сторон, и в режиме кардиоиды. При его активации звук пишется только с фронтальной части, а сбоку и сзади он отсекается, позволяя записать только вашу речь. Тем не менее даже в режиме кардиоиды микрофон собирает слишком много шумов, и чтобы голос звучал лучше вам придется сесть к нему ближе, а значит вам обязательно понадобится поп-фильтр. Он нужен для того, чтобы отсечь взрывные звуки «П-Б», о которых вы обязательно узнаете, как только начнете записываться. Для устранения этой проблемы можно записываться не ровно в микрофон, а слегка повернувшись, чтобы звук проходил по касательной.
Из-за того, что это конденсаторный микрофон, избавиться от посторонних шумов полностью нельзя, поэтому надо свести их к минимуму. Старайтесь не шуршать, не ерзать, не стучать по клавишам, ибо все это будет слышно на записи. А еще лучше записываться в комнате с большим количеством разных поглощающих звук предметов: штор, диванов, ковров и тд. За свои 140 долларов Blue Yeti Nano выглядит неплохо. Но если честно, то мы вам его не советуем из-за слишком высокой чувствительности к посторонним шумам. Поэтому лучше сразу немного добавить и купить динамический микрофон.
Audio-Technica AT2020USB+
Этот микрофон тоже достаточно популярен у подкастеров и является аналогом недорого конденсаторного Audio-Technica AT2020. В комплекте с микрофоном идет небольшая тренога для установки его на стол. Его также можно закрепить на микрофонной стойке. На корпусе можно найти два ползунка управления. Слева микшер, позволяющий выбрать источник звука в наушниках. Им может быть звук с микрофона или с компьютера. Оба этих сигнала также можно совместить, что удобно при прямых эфирах. Справа регулятор уровня громкости в наушниках. На задней стороне есть 3,5-мм разъем. Audio-Technica AT2020USB+ это конденсаторный микрофон, и как в случае Yeti надо позаботиться о хорошей шумоизоляции в помещении, где ведется запись. Если с изоляцией все впорядке, то 130 долларов — хорошее вложение в этот микрофон.
Rode Podcaster
Этот микрофон стоит уже значительно дороже предыдущих, но он лучше подходит для неподготовленных помещений. Если вы планируете записываться из дома, где нет возможности построить специальную звукоизолированную будку, то кардиоидный динамический микрофон подойдет лучше всего. Rode Podcater именно такой микрофон и даже само название говорит нам, что создан он для записи подкастов.
Микрофон меньше собирает шум комнаты и позволяет записать больше полезной информации. При этом Rode Podcater и ощущается, как вещь почти профессиональная. Металлический корпус и защитная сетка придают ему внушительный вес. С таким микрофоном лучше использовать пантограф и крепление типа паук, чтобы избежать вибраций, которые будут передаваться в запись. Можно воспользоваться и обычной стойкой для стола и комплектным креплением, но в подобном случае важно не задевать микрофон.
Rode Podcater — лучший вариант для начинающего подкастера, и именно на него мы советуем разориться, если решили купить что-то качественное. Вам не придется много думать о звукоизоляции и вы будете мобильны, ведь для работы вам нужен только микрофон и компьютер. Ну и возможно компактное настольное крепление.
Разумеется качество звучания Rode Podcaster отличается от эталонных микрофонов, но сделан он по образу и подобию своего аналогового собрата Rode Procaster. Плохо то, что все USB микрофоны имеют встроенный ЦАП и по сути встроенную аудиокарту, качество которых далеко не лучшее. Поэтому, если вы хотите учиться и развиваться, то лучше купить обычный аналоговый микрофон и USB-интерфейс. Тем не менее Rode Podcaster за 280 долларов мы считаем почти идеальным выбором для начинающего подкастера.
XLR микрофоны
Если же вы всерьез решили делать подкаст с очень качественным звуком, то стоит задуматься о покупке хорошего XLR микрофона. Главное их отличие от USB-микрофонов в том, что у них нет встроенных звуковых карт и для записи вам понадобится дополнительное оборудование. Минимальный набор включает в себя микрофон и звуковую карту с USB выходом. Если вы решили остановиться на динамическом микрофоне, то вам скорее всего понадобится также и предусилитель.
Rode Procaster
Если говорить исключительно о динамических микрофонах, как о классических решениях для радио, а теперь и подкастеров, то тут есть сразу несколько по-настоящему легендарных представителей. Но начнем мы с наиболее доступного и разумного выбора — Rode Procaster. Этот микрофон брат близнец Rode Podcaster, только с аналоговым XLR разъемом. XLR это простой трехпиновый разъем, который используется для подключения микрофонов и другой аудиотехники. Rode Procaster звучит солиднее своего USB аналога и позволяет получить более живой голос. Но для его работы вам понадобится дополнительная USB карта или USB интерфейс. Наиболее доступные вариант — Behringer U-PHORIA UMC22 и Focusrite Scarlett Solo Gen 2. Вторая карта лучше по соотношению цена-качество. Стоит она примерно 120 долларов и является базовой для всех новичков в работе со звуком. Дело не только в простоте подключения и минимальном количестве настроек и крутилок, но и в неплохом предусилителе, что для динамических микрофонов очень важно.
Shure SM7B
Выбирая среди лучших и даже легендарных микрофонов, которые часто используются на радиостанциях, а теперь популярны и у подкастеров, нельзя не вспомнить Shure SM7B за скромные 500 долларов. Это настоящая икона рынка производится в неизменном виде уже многие десятки лет. По сути, это профессиональный студийный микрофон для записи голоса. Shure SM7B имеет свое неповторимое звучание и часто используется не только для разговорного жанра, но и для записи песен. Например, Майкл Джексон использовал его для записи своего альбома «Thriller». Но у SM7B есть один маленький недостаток — для нормальной работы ему нужен хороший предусилитель.
На рынке США уже сложился целый рынок так называемых активаторов. Это компактные микрофонные предусилители, позволяющие лучше раскрыть потенциал динамических микрофонов. Проще говоря, они заставляют звучать их громче без усиления шумов. Наиболее популярные модели это TRITON AUDIO FetHead за 100 долларов и Cloudlifter CL1 за 200 долларов. Есть и классические предусилители — например, DBX 286S. Это уже целый комплекс, в котором кроме предусилителя с фантомным питанием есть компрессор, де-эссер, энхансер низких и высоких частот и экспандер.
Electro Voice RE20
Не менее легендарный, но малоизвестный у нас Electro Voice RE20 тоже может стать вашим идеальным микрофоном, но стоит у нас он потрясающие 850 долларов. Хотя в США он продается на 400 дешевле. Electro Voice RE20 это настоящий стандарт рынка и используется не только для подкастов или в телерадиовещании, но и для концертов.
Выводы
Помимо микрофонов, для мониторинга и обработки вам обязательно понадобятся наушники. Если в случае мониторинга можно обойтись обычными, то для обработки лучше иметь специальную пару. Но это уже другая история, о которой мы расскажем в следующий раз. Если вы внимательно читали текст, то наверняка обратили внимание, что мы пользуемся конденсаторным микрофоном AKG Perception P220. Все потому, что у нас есть подготовленная студия со звукоизолированной комнатой. Конденсаторные микрофоны позволяют передать больше деталей, именно поэтому мы выбрали такое решение. Тем не менее в нашем арсенале есть Rode Podcaster, выездной USB микрофон, а также Zoom F1 для интервью и записи ведущих и Zoom H1 с петлей Rode SmartLav+. Если вдруг вам важно наше мнение, то мы выбрали именно эти микрофоны. Но звук, в отличие от картинки, явление гораздо более индивидуальное. Мы лишь познакомили вас с тем, что вы можете купить, и что актуально на рынке. Дальнейшие исследования и выбор — целиком ваше дело.